Назад Содержание Вперед

Пестунов М.А. - к. т. н., ООО ИЦ "УРАЛПАТЕНТ",
Челябинский госуниверситет кафедра бухгалтерского учета и аудита

"Инновационный потенциал Южного Урала
как источник внутренних инвестиций"

Продолжительность и глубина экономического кризиса в России выдвигает на первый план решения проблем, связанных с ускорением внедрения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Сжатие времени работ на разработку цикла производства продукта товара приводит к сокращению затрат ресурсов и ускорению внедрения на рынок новых моделей товаров, которые будут иметь конкурентные преимущества. Инициативное управление объектами интеллектуальной собственности приводит к прогрессивным переменам в области освоения передовых технологий. Переход к активному управлению изменениями посредством введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности влечет за собой принятие управленческих решений основанных на глубоком знании, основанном на систематическом сборе и анализе патентно-конъюнктурной информации, на проведении патентных исследований.

Параметр использования как отечественных, так и зарубежных технических решений, защищенных патентами, играет существенную роль в сокращении времени на разработку и внедрения новой продукции.

Что касается управления объектами интеллектуальной собственности применительно к промышленным предприятиям, то основная задача заключается в обеспечении эффективной работы в области создания, защиты и использования объектов промышленной собственности - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других объектов интеллектуальной собственности.

Известно, что технические решения, защищенные патентами на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, отраженные в научных отчетах инструкциях и методиках, как правило, содержат опережающую информацию о новациях. И это опережение составляет 5-7 лет.

Анализ хозяйственной деятельности более 50 предприятий различных отраслей в Челябинской области показал, что используемые в хозяйственном обороте и отраженные в балансе предприятия нематериальные активы составляют от 0,015…0,5% всех активов предприятия. В то время когда анализ деятельности предприятий аналогичного профиля развитых стран показал, что использование нематериальных активов в структуре баланса составляет 20-40 %. Как видно разрыв более, чем существенный. Например, Челябинский тракторный завод имеет 92 объекта интеллектуальной собственности и они не учитываются в балансе как нематериальные активы. В то же время аналогичная фирма США "Катерпиллар" ежегодно регистрирует на свое имя около трехсот патентов на изобретения, учитывая их как нематериальные активы и около трехсот патентов полностью амортизируются.

В чем же проявляется отрицательная сторона малого использования объектов интеллектуальной собственности в обороте предприятий?

Наличие или отсутствие в балансе предприятия нематериальных активов прямо указывает на использование или не использование в готовой продукции предприятия прогрессивных технических решений, защищенных патентами Российской Федерации и обеспечивающих конкурентоспособность, выпускаемых изделий.

Конкурентоспособность прямым образом зависит от степени использования изобретений и определяется следующей зависимостью:

К = ТУ*УТ*ПЗ*ПЧ/Ц (1)

К - конкурентоспособность; ТУ - технический уровень объекта техники; УТ - уровень техники; ПЗ - патентная защищенность; ПЧ - патентная чистота; Ц - цена изделия.

Технический уровень изделия характеризуется следующей группой показателей - это показатели назначения, показатели надежности, эргономические показатели, технологичности, эстетические показатели, показатели унификации и стандартизации, экологические, безопасности.

Уровень техники показывает состояние проблемы и степень реализации прогрессивных технических решений в аналогах оцениваемого объекта.

Патентная защищенность характеризует количество прогрессивных технических решений реализованных в объекте и защищенных патентами Российской Федерации и патентами зарубежных стран.

Патентная чистота - характеризует свойство продукции не нарушать исключительные права третьих лиц на различных рынках как внутри страны, так и при реализации на зарубежных рынках.

На всех стадиях жизненного цикла товара, изобретение оказывает различное влияние на экономическое положение предприятие. На первых трех стадиях объект интеллектуальной собственности не используется непосредственно в выпускаемой продукции, однако в соответствии с действующими нормативными документами, затраты связанные с разработкой и содействием внедрения новаций относятся на себестоимость продукции, повышающие издержки. В этом случае себестоимость продукции повышается в зависимости от затрат, связанных с разработкой. На втором этапе, когда продукция выпускается непосредственно с использованием объектов интеллектуальной собственности, она также оказывает влияние на себестоимость продукции в виде амортизационных отчислений нематериальных активов.

Анализ патентной ситуации позволяет управлять жизненным циклом продукции, посредством выявления тенденций и технического уровня освоенной продукции. Определять затраты времени и ресурсов на основе выявления конкурентных преимуществ. Такое управление систематизирует процесс создания нового полезного продукта с существенными конкурентными преимуществами по затратам ресурсов, материальных организационных экономических, финансовых, снижая при этом всевозможные непродуктивные потери.

Одной из главных задач в условиях конкуренции является сокращение времени от идеи до ее практического воплощения, т.е. получения коммерческого результата. Средняя норма амортизации в развитых странах в 1999- 2000 г. г. составила 10,9 %., в том числе по обрабатывающей промышленности -7,1 года, в точном машиностроении 6,3.года, в электромашиностроении -5,2 года, в сфере производственных услуг - 4,3 года. В Ряде отраслей сроки амортизации составляют 1,5- 2,0 года.

При этом, несмотря на явно выраженную тенденцию ускорения научно-технического прогресса, сложность и трудоемкость реализации новых научно-технических принципов в новейшей технике возрастает. Это обусловлено, тем, что накопление знаний опережает в своем росте экономические возможности реализации изобретений.

По сути, проблема введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности представляет собой проблему планового анализа состояния конкретного участка, плановой разработки, изготовления и использования новой техники, основу которой составляют изобретения, полезные модели, промышленные образцы, использование новых методик, инструкции, ноу-хау, другая конфиденциальная информация.

При этом использование ОИС на предприятии оказывает различное влияние на финансовые показатели предприятия.
Особенно наглядно это проявляется в системах взаимосвязанных элементов, образующих комплексное единое целое и определенным порядком взаимодействующих для достижения цели, каковыми являются крупные и средние предприятия.

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) действующего предприятия можно сгруппировать по следующим трем категориям. Технический блок, управленческий и профессиональный, маркетинговый блок. (4 ).

Технический блок ОИС можно разделить на три категории. Это ОИС относящиеся выпускаемой продукции, вторая категория ОИС, относящиеся к технологии производства, и третья группа касается технических решений вспомогательных процессов. Это патенты на изобретения, полезные модели, касающиеся конструкции по всей номенклатуре выпускаемой продукции, дизайн. Вторая категория содержит патенты на способы проведения технологических процессов при изготовлении продукции, технологии, технологическая модернизация, чертежи оборудования и продукции, конструкторская и технологическая документация, результаты испытаний и исследований. К третьей категории относятся технологии, относящиеся к охране окружающей среды, обмен техническим опытом, программы технического обучения, таблицы технических данных, оценочные сведения, отчеты о патентных исследованиях для определения технического уровня и конкурентоспособности объектов техники, процедуры приобретения лицензий, пакет технических услуг, сервиса, источники снабжения.

Управленческий блок ОИС: система комплексного экономического анализа, управленческий, производственный, финансовый учет, авторские права, политика ценообразования, базы данных, списки рассылки, сведения о реализации продукции, списки потребителей, рекомендации по продажам, связи с потребителями, система управления, руководства, распоряжения , инструкции, подготовка персонала вне предприятия, стандарты контроля качества, сертификация продукции, услуг, торговые связи, процессы управления активами, схемы уплаты пошлин, налоговые платежи, система безопасности, лицензии на право занятия определенными видами деятельности.
Маркетинговый блок содержит индивидуализирующие предприятие исключительные права на фирменное наименование, логотип, товарный знак, знаки обозначения, брэнд, потребительская реклама, маркетинговая тактика и стратегия, гарантия качества продукции, концепции продвижения товара, упаковка, этикетки, авторские права.

При сокращении цикла создания новой продукции и производства необходимо учитывать стоимость ускорения. Во сколько обходится ускорение, и какое достигается при этом конкурентное преимущество. Проведение патентно-конъюнктурных исследований определяет тенденции развития данного объекта исследований, технический уровень и достижения конкурентов на рынке, характеристики аналогов, и достижения уровня техники обеспечивающих доступность технологических возможностей на мировом рынке. Управление процессам создания и внедрения объектов интеллектуальной собственности способствует сокращению достигнутых передовыми фирмами циклов создания лучших образцов продукции. Интенсификация рационализации процесса создания нового объекта может сократить время на разработку на 30- 50 %.

С учетом современной рыночной динамики изменением спроса, усилением и глобализацией конкуренции традиционный подсчет себестоимости товаров является не эффективным, не позволяющим вовремя определять тенденции развития техники в данной отрасли и не ориентирует производство на создание и выпуск конкурентоспособной продукции. В то же самое время обострение конкуренции требует постоянного обновления и модернизации продукции, снижения издержек, сокращения потерь. Полученные традиционными методами учета с ведения о себестоимости товаров быстро устаревает и не является стоимостным ориентиром, оказывающих давление на инженерные службы в плане создания, разработки новейшей конкурентоспособной продукции.
В современных условиях актуальным является ускорение вывода на рынок новых разработок, и сжатие цикла разработки новой продукции ее постановки на производство и получение выгод на конкурентном рынке.

В настоящее время сокращение времени разработки продукции обеспечивает больший эффект, чем снижение затрат на разработку продукции. Обеспечение конкурентоспособной цены становится средством прибыльного завоевания рынка. Стимулируя непрерывное снижение издержек и любых потерь.