Назад Содержание Вперед


Шарапов А.С. - начальник отдела инвестиционной политики и развития объектов туриндустрии Департамента туризма Минэкономразвития РФ, председатель межрегионального Совета по туризму РФ (г.Москва)

- "Развитие зон отдыха и туризма -
перспективное направление развития региона"


Уважаемые Дамы и Господа!!!

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся (по данным Всемирной туристской организации (ВТО) на долю туризма в 2002 года приходилось 10,8% мирового продукта, до 30% торговли услугами и 9,4% мировых капиталовложений). Число рабочих мест в сфере туризма составляло 192 млн., или 8% от общих показателей занятости в Мире. Большинство государств мира, понимая важность успешного развития туризма в своих странах, выделяют несоизмеримо большие бюджетные средства национальным туристским администрации на продвижение туристского продукта. Так, не смотря на лидирующие мировые позиции в развитие туризма, бюджет, выделяемой Францией и Испанией на туризм, составляет соответственно, 58 и 147млн. долл. США, Израиля - 203 млн. долл. США, Китая -68 млн. долл. США. При этом доля расходов на рекламу в бюджетах туристских администраций в основном, составляет от 48,7% в Испании до 99% во Франции.

Выполнение задач, стоящих перед туристской отраслью, напрямую связана с предоставлением федеральному органу управления туризмом возможностей для реализации государственной политики в области развития туризма, направленной в первую очередь на продвижение национального туристского продукта на внутреннем и мировом рынках и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма. Для этого требуются соответствующие ежегодные ассигнования из федерального бюджета в размере не менее 120 млн. руб.

Выделяемые бюджетные средства направляются прежде всего для разработки маркетинговой стратегии по развитию въездного туризма

в Россию и сосредоточении ее на ключевых направляющих туристских рынках, рекламно-информационной деятельности, проведения международных туристских выставок в России и участия в крупнейших выставках за рубежом, организации международного сотрудничества, формирования базового пакета инвестиционных проектов, проведение международных конференций по ключевым проблемам развития туризма и других мероприятий.. Согласно оценкам ВТО в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются

- экологический туризм, прошедший год под эгидой туризма;

- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;

- тематический, или специализированный, туризм, подразумевающий такие виды как научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и др. и обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;

- круизы.

Россия благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому направлению имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма. Возрастающая роль индустрии туризма в экономике страны нашла свое отражение в том, что с 11 апреля текущего года на заседании Правительства РФ рассматривалось подготовленная Минэкономразвития России "Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года". Концепция была одобрена в целом, доработана и 11 июля 2002 г. распоряжением Правительства РФ №954-р была утверждена.

В концепции говорится, что главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах. Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках. За последние 2 года значительно вырос авторитет Российской Федерации в международном туристском сообществе. В 2001 году на Генеральной Ассамблее Всемирной Туристской Организации (ВТО) путем рейтингового голосования Россия вошла в состав исполнительного совета этой организации. ВТО является крупнейшей международной туристской организацией которая объединяет около 150 стран мира.

4 октября 2002 г. Россия была единогласно избрана Председателем Исполнительного совета ВТО на 2003 г. Избрание России на этот высокий пост послужит дальнейшему укреплению международного авторитета России, является показателем активного взаимодействия Департамента туризма как национальной туристской администрации и ВТО, содействует рекламному продвижению страны как туристского направления, а также дает возможность непосредственного влияния на решения, принимаемые на сессии Исполсовета ВТО.

Избрание нашей страны на столь высокий пост потребует от российской туриндустрии дополнительных усилий направленных на улучшений состояния дел в отрасли. Без поддержки на федеральном и региональном уровнях добиться быстрых результатов будет достаточно сложно.

Министерством были рассмотрены и проанализированы материалы по опыту практического применения налоговых льгот при строительстве, реконструкции и первых лет эксплуатации туристских средств размещения в зарубежных странах.

В большинстве заинтересованных в развитии туризма стран законодательство поощряет инвестиции в развитие туризма включая строительство и реконструкцию туристских объектов, и предоставляет различные льготы.

На наш взгляд необходимо в ближайшее время изучить вопрос какие региональные льготы могли бы изменить ситуацию с привлечением инвестиций в лучшую сторону. Это могут быть льготы по условиям землепользования, по частичному освобождению от региональных налогов на период строительства средств размещения.

В настоящее время, по экспертным оценкам, основанным на действующих расценках по подготовке и разработке инвестиционных проектов, только для осуществления организационно-методического содействия в подготовке бизнес-планов и дальнейшего их продвижения на внутреннем и внешнем инвестиционных рынках необходимо выделение средств в ежегодных объемах около 16,5 млн. рублей.

При ежегодном выделении федеральных средств на формирование базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры в указанных объемах проблема разработки необходимого количества инвестиционных проектов может быть решена в течение четырех лет.

Для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь в развитие туристской инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в части, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия продвижения при невысоких ценах.

Финансирование строительства средств размещения туристов должно осуществляться преимущественно за счет привлечения внебюджетных источников.

Необходимый для этого объем инвестиций может быть рассчитан на основе потребностей отдельных регионов в современных средствах размещения туристов и соответствующей туристской инфраструктуре (дороги, инженерные сети и др.).

Учитывая неравномерность распределения туристского потенциала на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуре, в основе разработки стратегических направлений развития туризма должен лежать принцип зонирования территории Российской Федерации в зависимости от степени сформированности регионального туристского предложения для продвижения на внутреннем и международном рынках.

Южный Урал долгие годы был "белым пятном" на туристских картах мира.

Сегодня богатейшие туристские ресурсы, включающие природные, исторические и культурные достопримечательности, открыты для многочисленных путешествий и экскурсий.

В области свыше двухсот особо охраняемых территорий, в том числе всемирно известный "минералогический рай" - Государственный Ильменский заповедник; природно-ландшафтный и историко-археологический музей-заповедник "Аркаим" - одно из поселений "Страны городов", признанной важнейшим археологическим открытием 20 века; Национальные парки "Таганай" и "Зюраткуль", более 3000 озер, среди которых "Увильды", "Тургояк", самое высокогорное озеро в европейской части России (724 м над уровнем Балтийского моря) - "Зюраткуль".

Привлекательность Челябинской области с точки зрения туристского природопользования определяется прежде всего особенностями рельефа. Западные предгорья и низкогорья, сложенные карстующимися породами, служат основой спортивно-познавательного туризма. Игнатиевский и Сикияз-Тамакский пещерные комплексы известны туристам-спелеолагам далеко за пределами Урала. Центральная среднегорная полоса - оптимальны для спортивно-туристского природопользования. Здесь проложены основные пешеходные, лыжные и водные туристские и экскурсионные маршруты. В последние годы все большую популярность получает спортивно-оздоровительный отдых на горных лыжах., Характер туристских ресурсов на Южном Урале соответствует спросу на мировом туристическом рынке.

В апреле 2000 года постановлением Законодательного собрания Челябинской области №837 принят Закон Челябинской области "О туризме". Настоящий Закон области устанавливает правовые основы государственной политики Челябинской области в сфере туризма и туристской деятельности, полномочия органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления в сфере туризма и туристской деятельности, регулирует отношения туристских объединений, образуемых или действующих на территории Челябинской области, определяет порядок использования туристских ресурсов области. Принята областная целевая программа " Развитие туризма в Челябинской области на период 2001 - 2005 г."

Главная цель Программы - создание в Челябинской области благоприятных экономических и организационно-правовых условий для развития высокоэффективного и конкурентоспособного рекреационно-туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, возможности для удовлетворения потребностей населения области в рекреационно-туристских услугах, а с другой стороны, значительный вклад в развитие экономики области, в том числе за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия региона.

Важнейшим результатом осуществления Программы станет формирование в Челябинской области развитого туристского рынка, соответствующего международным требованиям к уровню его инфраструктуры, сервисному обслуживанию и предприятиям индустрии, обеспечивающего, с одной стороны, потребности российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой - превращение туристской деятельности в доходную отрасль экономики региона.

Главный социальный эффект Программы состоит в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения Челябинской области в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. При этом внимание уделено решению проблем отдыха и туризма наименее защищенных слоев населения.

Реализация Программы станет одним из факторов решения проблемы занятости населения.

Значительно укрепиться материальная база туризма. Формирование туристского комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики и малого предпринимательства в частности; внесет существенный вклад в структурную перестройку народнохозяйственного комплекса Челябинской области.

В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурно-исторического и природного наследия.

Развитие туристической сферы позволит обеспечить значительные поступления в федеральный, областной и местные бюджеты прежде всего за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности.

Развитие в Челябинской области высокоэффективного туристского комплекса значительно повысит ее привлекательность как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.

Основные задачи Программы на 2003 год состоят в следующем:

- создание условий для приоритетного развития внутреннего, въездного и социального туризма;

- расширение сети спортивно-оздоровительного и самодеятельного туризма;

- стимулирование развития предпринимательства в сфере туризма;

- создание условий для развития центров туризма, освоения новых туристских зон с обширным природным и историко-культурным потенциалом;

- стимулирование активного использования памятников культурного и природного наследия в целях просвещения и науки;

- участие Челябинской области в российских и международных туристских выставках, представление туристских ресурсов области,

- расширение международного сотрудничества;

- содействие развитию материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства туристических объектов;

- совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности;

- создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров;

Туризм необходимо выделить в одно из приоритетных направлений в развитии экономики Челябинской области.

Заложить в бюджет области отдельную строку финансирования на туризм.

Для решения этой задачи следует активизировать реализацию областной целевой комплексной Программы "Развитие туризма в Челябинской области на период 2001-2005 г.г." с финансированием из областного бюджета:

  • Создание благоприятных условий развития внутреннего, въездного, социального и экскурсионного туризма;

  • Определить меры по поддержке предпринимателей, предприятий и организаций, действующих в сфере въездного туризма;

  • Усилить работу по формированию имиджа туристской привлекательности Челябинской области.