Назад Содержание Вперед


Дятлов В.Н. - заместитель Губернатора,
председатель комитета по экономике Челябинской области, к.т.н.

- "Перспективы развития предпринимательства и малого бизнеса в регионе"


Уважаемые участники форума!

В настоящее время, малый бизнес стал важным социально и экономически значимым вопросом развития общества и государства. Именно он является основой рыночных отношений, инструментом создания эффективной экономики и основой для формирования среднего класса.

Сегодня малый бизнес уверенно проникает в важнейшие сферы экономики региона, ранее характерные только для крупных и средних предприятий: производство, строительство зданий и сооружений, сельское хозяйство.

Для экономики Южного Урала малый бизнес приобретает всё большее значение. В сфере малого предпринимательства занята четверть работающего населения Челябинской области - 391,5 тысяч человек. В сравнении с аналогичным периодом 1999 года, численность работающих на малых предприятиях области увеличилась на треть.

Доля малых предприятий в общем объеме продукции, товаров и услуг выпускаемых в области составила в 2002 году 11% и увеличилась за период с 1999 года почти вдвое.

Налоговые платежи предприятий малого бизнеса составляют в Челябинской области 10% от общей суммы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

При всей своей социально-экономической значимости, малый бизнес является сегодня одним из наименее защищённых секторов экономики. В отличии от крупного бизнеса, который в состоянии как защищать, так и лоббировать свои интересы, малый бизнес просто уходит в тень, устраняясь при этом, как от изменения, так и от исполнения неприемлемых требований законодательства. Всё это способствует снижению легитимности экономики, росту её теневого сектора и коррумпированности государственного аппарата.

1. Первой и наиболее острой проблемой для предпринимательства остаются "административные барьеры", на преодоление которых предприниматель тратит порой до половины своего рабочего времени.

Первоочередной задачей органов власти всех уровней для решения данной проблемы должно стать практическое внедрение упрощённого механизма оформления разрешительных документов по принципу "одно окно". В настоящее время на федеральном уровне решена только первая часть данной задачи - передача функций регистрации хозяйствующих субъектов в инспекции МНС.

Следующим этапом такая система должна быть введена в муниципальных образованиях - для решения вопросов оформления необходимых разрешительных документов на объекты недвижимости, используемые в целях осуществления предпринимательской деятельности, а также при оформлении лицензий на отдельные виды деятельности.

25 июля 2002 года Губернатором Челябинской области подписано Постановление "О создании единых центров обслуживания юридических и физических лиц по принципу "одно окно" в органах местного самоуправления". Следует отметить, что идея создания "единых центров" в органах местного самоуправления встречает множество препятствий. Только в двух муниципальных образованиях (г.Южноуральск и Аргаяшский район) на сегодняшний день созданы и полноценно работают такие центры. 20 декабря 2002 года Правительством области проведён семинар для глав муниципальных образований по изучению практического опыта создания единого центра "одно окно". Обобщённый материал о практике работы органов местного самоуправления по созданию таких центров направлен во все города и районы области. И мы ждём от них практических действий по внедрению этой технологии в жизнь.

2. По-прежнему остро стоит вопрос эффективности организации проверочной деятельности контролирующими и правоохранительными органами. С целью устранения данного административного барьера, в 2001 году был принят закон № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", что привело к определённым положительным результатам. Однако существуют моменты, тормозящие реализацию этого закона и в ряде случаев нейтрализующие его применение. В частности:

Правительством области в рамках своих полномочий приняты определённые меры для ограничения административного давления на предпринимателей:


3. Третьей, не менее значимой проблемой является отсутствие доступа предпринимателей к дешёвым инвестиционным ресурсам. Сегодня гораздо проще получить в банке кредит на потребительские цели, не будучи предпринимателем. Финансирование начинающих и малых предпринимателей, при отсутствии залогового имущества, банки относят к высокорискованным операциям и осуществляют в исключительных случаях. Ставка, по которой предоставляют заёмные средства кредитные потребительские кооперативы - достигает 80% годовых и не приемлема для предпринимателей. В этой связи возникает потребность определения вида и формы государственного участия в обеспечении малого бизнеса доступными финансовыми ресурсами.

Государственная финансовая поддержка должна распространяться на капитальные вложения предпринимателей, способствующие созданию дополнительных рабочих мест. При этом, государство не должно подменять банковские учреждения, которые на сегодняшний день обладают достаточным финансовым ресурсом. Программой государственной поддержки и развития предпринимательства в Челябинской области на 2003-2005 годы предусмотрено 2 основных способа финансирования малого бизнеса:

  1. Компенсация половины процентной ставки по банковскому кредиту, полученному на финансирование капитальных вложений.
  2. Микрокредитование субъектов малого предпринимательства для осуществления капитальных вложений.

Микрокредитование предусмотрено для предпринимателей, не имеющих достаточного залога для получения банковского кредита.

В этой связи наибольший интерес представляет микрокредитование субъектов малого предпринимательства через лизинговые компании. Преимущества данной схемы финансирования малого предпринимательства заключаются в следующем:

Было бы также чрезвычайно полезно на федеральном уровне создать специализированный государственный банк для малого бизнеса, как это сделано в ряде европейских стран.

Обеспечение доступа предпринимателей к легитимным заёмным средствам позволит не только поддержать данный сектор экономики, но и вывести его из тени.

4. Четвёртая проблема - недостаток или недоступность площадей и помещений, пригодных для осуществления предпринимательской деятельности. Одним из путей оперативного решения этого вопроса является создание прозрачного и доступного механизма предоставления права аренды государственного и муниципального имущества. Существующая практика показывает, что эффективность использования имущества субъектами малого предпринимательства значительно выше, чем крупными или унитарными предприятиями.

Информация о наличии свободных муниципальных и государственных площадей и помещений должна в оперативном порядке размещаться на сайте комитетов по управлению имуществом и в средствах массовой информации. Порядок получения имущества в аренду и в собственность должен включать такие условия, как количество дополнительных рабочих мест и сумму налоговых платежей, которые могут быть получены с использованием данного помещения.

На сайте Челябинской области в сети интернет сегодня создана и действует открытая база данных временно свободного имущества, находящегося в областной собственности, и предлагаемого для сдачи в аренду предпринимателям. Подобные базы данных необходимо создать на сайте каждого муниципального образования.

Также одним из способов решения проблемы необходимых площадей и специалистов может стать организация технологических и инновационных центров при высших и средних учебных заведениях области, а также более тесное партнёрство крупных предприятий, которые имеют свободные производственные площади с предприятиями малого бизнеса, которые также могут быть полезны крупным структурам. И у нас есть опыт такого эффективного сотрудничества к примеру, на "ЧТЗ-Уралтраке".

5. Кооперация малого и крупного бизнеса открывает многочисленные возможности, одинаково выгодные обоим партнёрам. Если для малых предприятий целесообразность взаимодействия с крупными очевидна, то руководители последних, далеко не всегда видят в этом свою выгоду. Между тем, участие малых предприятий в технологических цепочках крупного бизнеса может значительно повысить его мобильность, конкурентоспособность, снизить издержки и уровень монополизации отраслей.

Важным шагом в организации взаимодействия малого и крупного бизнеса в Челябинской области было создание в 2002 году тендерной площадки, на которой крупные предприятия размещают заявки на приобретение товарно-материальных ценностей, а субъекты малого предпринимательства вносят свои коммерческие предложения на конкурсной основе, в том числе и через интернет.

Проверенной и эффективной формой взаимовыгодного сотрудничества малого и крупного бизнеса является франчайзинг, но его развитие в Уральском регионе находится только в начальной стадии.

Кроме того, субъектам малого предпринимательства в области предоставлено преимущественное право для участия в исполнении областного заказа. При прочих равных условиях предпочтение на конкурсах отдаётся малым предприятиям. В 2002 году 74,4% от общего объёма закупок продукции для государственных нужд области произведено у субъектов малого предпринимательства.

6. Особое значение для развития отечественного предпринимательства в условиях глобализации экономики имеет задача повышения конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции. Первоочередными мерами в этом направлении должны быть:

Данная работа уже началась в Челябинской области, но темп её проведения следует ускорить с целью завершения всего комплекса мероприятий до решения вопроса о вступлении России в ВТО.

7. Необходимым условием развития малого бизнеса является создание информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Практика показывает, что в условиях динамичного развития и насыщения информационного пространства, представители малого бизнеса не имеют ни времени, ни квалифицированных специалистов для изучения возможных способов финансирования бизнеса, проведения маркетинговых исследований и контроля за изменением нормативно-правовой базы. Поэтому одним из условий эффективного развития малого предпринимательства является создание каналов оперативного информирования субъектов малого бизнеса по всем названным вопросам в каждом городе и районе.

Работа по созданию инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства ведётся в области уже не первый год.

8. Необходимым элементом инфраструктуры поддержки предпринимательства является наличие дееспособных общественных организаций, защищающих интересы предпринимателей. Именно посредствам отраслевых или региональных общественных объединений в демократическом обществе происходит диалог бизнеса с властью. Создание таких объединений выгодно обеим сторонам:

во-первых, бизнесу - потому, что общими усилиями, он может обеспечить защиту и лоббирование своих интересов на разных уровнях государственной власти;

во-вторых, власти - потому что власть в этом случае получает от бизнеса обратную связь в виде проработанных и обобщённых предложений, а не множества индивидуальных замечаний.

Правительство Челябинской области поддерживает создание работоспособных общественных объединений, создаваемых по инициативе предпринимателей. Для организации диалога бизнеса с властью, при Правительстве области создан общественный координационный совет, в который входят лидеры общественных объединений предпринимателей и руководители контролирующих органов.

9. Огромное значение для цивилизованного развития предпринимательства имеет подготовка кадров, специализирующихся в сфере малого бизнеса, применительно к отраслям экономики и особенностям действующего законодательства. В настоящее время эта проблема решается преимущественно за счёт краткосрочных семинаров, проводимых специалистами-практиками, а учебные заведения по прежнему ориентируются на подготовку специалистов преимущественно для крупных и средних предприятий. Очевидно, назрела необходимость разработки программ подготовки специалистов для малого бизнеса, способных самостоятельно открыть и развивать своё дело. Особенно актуально это для решения проблемы занятости населения в сельских и депрессивных районах.

В 2003 году в Челябинской области проведён конкурс образовательных программ для малого бизнеса по итогам которого предполагается создать на базе учебных заведений области курсы первоначальной подготовки и повышения квалификации специалистов для малого бизнеса.

Более 250 руководителей предприятий малого бизнеса в Челябинской области прошли обучение по "Президентской программе подготовки управленческих кадров".

10. Серьёзные опасения вызывает проблема низкой социальной защищённости работников малых предприятий. Несоблюдение трудового законодательства в данной сфере, к сожалению, считается нормой. Острота данного вопроса подчёркивается тем, что в сфере малого предпринимательства занята четверть экономически активного населения области. Отсутствие каких-либо социальных гарантий и низкая оплата труда - отталкивают из этого сектора экономики квалифицированных специалистов, лишая тем самым малый бизнес возможностей перспективного развития.

Для решения данного вопроса необходима не столько активизация контрольных мероприятий, сколько инициативная защита собственных интересов самими работниками малых предприятий, в том числе через профсоюзы малого бизнеса.

Решение всего комплекса перечисленных проблем невозможно без полноценного, заинтересованного участия всех уровней власти, самих предпринимателей и их объединений. Для систематизации данной работы, Правительством Челябинской области была разработана и реализуется уже третья по счёту Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства на 2003-2005 годы.

В результате реализации Программы, планируется за 3 года увеличить объем продукции, выпускаемой малыми предприятиями на 44%, количество рабочих мест на 9%, а удельный вес налоговых платежей - до 15% от общего объема налоговых поступлений в области.

В январе 2003 года работа по поддержке предпринимательства в Челябинской области получила высокую оценку Президента России. По его поручению, аналитические материалы об опыте развития малого предпринимательства в Челябинской области направлены в Минэкономразвития для обобщения и распространения в других регионах.

В заключение хочу сказать, что государственная поддержка малого предпринимательства на всех уровнях власти является объективным и необходимым условием становления и развития данного сектора экономики. При этом государство не должно брать шефство над предпринимателями, которые предпочитают работу в тени, не платят налоги, предпочитая давать взятки и подати. Наша задача - создать стимулирующие условия для развития предпринимательства теми предпринимателями, которые в полной мере выполняют свои обязательства, как перед государством, так и перед обществом.

Спасибо за внимание!