Экономика Малый бизнес Инвестиции Инновации Президентская программа Потребительский рынок


Полезные ссылки

http://www.economy.gov.ru
Начало  /  Новости  /  «Мы сделали ставку на средний технологичный бизнес», — вице-губернатор Руслан Гаттаров
Новости
  20.11.2017  

«Мы сделали ставку на средний технологичный бизнес», — вице-губернатор Руслан Гаттаров

 Версия для печати

В Челябинске завершился XIV Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Готов ли регион к проведению саммитов ШОС и БРИКС и пошло бы Челябинску на пользу слияние с Екатеринбургом?

О главных итогах прошедшего в Челябинске форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана и ключевых событиях в экономической жизни региона в интервью DK.RU рассказал заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров.

- Как складывается ситуация в экономике региона, есть ли позитивные моменты?

- Как сказал губернатор Борис Дубровский, мы достигли дна и, наконец, оттолкнулись от него. В силу специфики экономики региона кризисное падение мы чувствуем в числе первых, но и рост всегда идет опережающими темпами в сравнении с показателями по стране. По итогам первых трех кварталов 2017 года этот рост заметен. Индекс промышленного производства показал увеличение на 4,8%, объем работ в строительстве вырос на 11%, ввод жилых домов - на 6,7%.

Есть ощущение, что крупный бизнес «задышал».

У среднего и малого также есть положительные тенденции - в 2017 году зарегистрировалось свыше 23 тысяч компаний, и это тоже хорошие новости.

Позитива не так много, как хотелось бы. Но все же заметно, что бизнес перестроился. Безусловно, остались и те, кто до сих пор ждет, что невидимая рука рынка вот-вот приведет все в прежний вид. Напрасно. Даже если нефть  будет стоить 200 долларов за баррель, мы будем жить уже в совершенно другом мире. Изначально многие компании, когда случился системный кризис в экономике, решили его переждать в надежде: тяжелые времена скоро закончатся, и все станет, как прежде. Но сейчас мы имеем дело уже не с кризисом, а с проявлениями новой действительности, в которой нам предстоит жить не одно десятилетие. И те, кто не стал просто ждать, а поставил бизнес на новые рельсы, снижал операционные расходы, занимался капитальными вложениями и серьезно повышал производительность труда,- эти компании научились жить в изменившейся среде.

- А приоритеты региональных властей в связи с этим как-то изменились?

- Сместился фокус внимания: если прежде правительство области взаимодействовало, в первую очередь, с крупнейшими производственными комплексами, то сейчас в приоритете - поддержка среднего высокотехнологичного бизнеса. Именно из числа таких компаний через пять-семь лет могут вырасти новые чемпионы. К тому же такой крупный бизнес, как, например, ММК, РМК, «Мечел», ЧТПЗ или предприятия корпорации «Росатом», по большому счету, не нуждается в поддержке со стороны региональных властей. Наша задача - создать площадки и наладить прямую коммуникацию с бизнесом. Это не означает, что мы во всем соглашаемся. Мы отстаиваем, прежде всего, интересы региона, жителей. При этом важно соблюсти баланс, чтобы предприятия могли эффективно работать и развиваться.

Ведь можно так закрутить гайки в угоду общественным интересам, что просто перекрыть тем самым кислород бизнесу: поднять налоги, одномоментно задрать экологические требования на уровень лучших мировых стандартов. И что тогда? Предприятия либо закроются, либо сменят юрисдикцию. Так что всегда нужен диалог, поиск баланса интересов.

Также важно сделать так, чтобы бизнес не замечал государственного присутствия. Предприниматели начинают чувствовать его, когда видят на своем пути препятствия и проблемы. Бизнес не должен задумываться о том, что мы сделали для того, чтобы проблем не было, как не задумывается о том, что делается для того, чтобы из крана текла вода, а в доме всегда был свет. Государственные услуги по поддержке бизнеса должны стать чем-то естественным.

- С чем связан новый курс? Это шаг в сторону диверсификации экономики?

- Не будем лукавить, ситуация в экономике региона по-прежнему в значительной степени зависит от металлургического комплекса, чуть в меньшей степени - от машиностроения. Экономика - цельная сфера, ее сложно кардинально перекраивать без промежуточного выпадения доходов - в то время, как социальные обязательства нужно выполнять непрерывно. Да, есть такие классические примеры, как Питтсбург, который долгие годы был производственным центром, а стал инновационным. Но не стоит забывать, что это произошло после того, как все заводы встали. Нужна определенная воля и смелость, чтобы почувствовать веяние времени и уйти, допустим, от производства автомобилей в совершенно новую сферу, с неочевидными перспективами, при том, что на данный момент есть рентабельность, производство и, что немаловажно, необходимые компетенции. Это единичный случай. Обычно происходит иначе: бизнес подходит к самому краю пропасти - и здесь все решает, насколько эффективен менеджмент, насколько ему под силу остановить инерционные процессы и задать новый вектор развития.

Государству в этом плане еще сложнее. Да, регион сегодня предпринимает серьезные усилия к диверсификации экономики. Но есть ли в бюджете на это большие деньги? Нет. И когда приходится слышать обвинения, что мы строим Томинский ГОК, а должны строить Google... Я был в Google, Facebook, Microsoft и знаю, какая колоссальная технологическая пропасть лежит между ГОКом, даже самым современным, каким являются Томинский и Михеевский, или модернизированным металлургическим, машиностроительным предприятием, и инновационной компанией. Они не могут возникнуть на Южном Урале в одночасье, по щелчку пальцев: нужно создавать инвестклимат, юрисдикцию, инвестировать огромные средства.

Возможно, среди тех компаний, которые сегодня являются резидентами нашего IT-парка, которые совсем недавно получили возможность пользоваться всеми сервисами и возможностями Сколково, растет новый Google.

Но, повторюсь, это задел на многие годы. Поэтому эффект от ряда шагов, которые сегодня предпринимает губернатор Борис Дубровский и его администрация, достигнет максимума через пять, а то и через десять лет. Политика дело неблагодарное, и любой политик находится в вилке выбора между быстрыми тактическими победами и долгосрочными результатами, отчитываться за которые, скорее всего, будут другие. Сейчас в ряде регионов, где, на первый взгляд, все неплохо и построена эффективная модель экономики, на самом деле власти пожинают плоды, которые были заложены еще прежней администрацией. Она не жила сегодняшним днем, не решала сиюминутные проблемы, а закладывала фундамент для будущего и имела четкую стратегию развития. Это всегда такой очень сложный баланс.

Сейчас мы работаем с десятками компаний, которые ранее не взаимодействовали с правительством региона. Это средние компании, малый бизнес. Возможно, они превратятся в чемпионов, мы готовы делать на них ставку. При этом понимаем, что не все проекты «выстрелят», поэтому наши усилия всегда связаны с риском.

- Какие события, на ваш взгляд, стали знаковыми в экономической жизни региона в этом году?

- В этом году в полной мере заработал такой инструмент, как специальный инвестконтракт, направленный на стимулирование новых предприятий. В этом году правительством заключен СПИК с «ММК-Метиз». В проработке нашего Фонда развития промышленности - еще три, на подходе и трехсторонний инвестконтракт с участием Российской Федерации. Безусловно, значимые события - открытие «Территории бизнеса», запуск Челябинского компрессорного завода и ожидаемое строительство завода РЭД на площадке индустриального парка «Станкомаш». В этот ряд можно поставить и начало строительства Томинского и второй очереди Михеевского ГОКов. Это событие можно трактовать по-разному: кто-то говорит, что в регионе появится еще одно предприятие, которое будет ухудшать и без того не слишком благополучную экологическую ситуацию. Но я хочу напомнить, что проект сильно изменился: РМК соблюла экологические стандарты и взяла на себя большую государственную задачу по рекультивации Коркинского карьера, которая бы обошлась бюджету региона в колоссальную сумму.

Так что строительство Томинского ГОКа - это, безусловно, одно из главных экономических событий года. А также политических, потому что ситуация вокруг этого проекта очень нагрета: где-то от недостатка информации, а где-то в результате целенаправленных действий людей, имеющих отнюдь не экологические интересы.

Также хочу в числе знаковых событий года отметить открытие в Челябинске регионального оператора Сколково. Теперь все сервисы одного из крупнейших в Европе институтов поддержки инноваций будут доступны у нас. Это повлечет развитие сразу в нескольких секторах экономики, например, в сельском хозяйстве, в атомной отрасли. Не надо воспринимать челябинский IT-парк исключительно как IT-проект - его «зонтик» влияния и амбиции гораздо шире.

Еще одно знаковое событие - завершение подготовки к началу строительства IKEA под Челябинском. А это, напомню, почти 20 млрд руб. прямых иностранных инвестиций. И это проект, который очень сильно ждут в городе.

- Каковы, на ваш взгляд, основные итоги Российско-Казахстанского форума, который прошел в Челябинске?

- Как известно, губернатор уделяет большое внимание развитию международной кооперации. Приезжая с бизнес-миссией в другую страну или регион, мы обсуждаем гуманитарное и культурное сотрудничество, но прежде всего - экономику. Благодаря Российско-Казахстанским форумам мы интенсивно взаимодействуем с казахскими партнерами на разных уровнях. За первое полугодие товарооборот вырос на 40%.

Российско-Казахстанский форум активизирует процессы интеграции двух стран в рамках СНГ, Таможенного и Евразийского экономического союзов. На этой площадке принимаются важные решения в этом направлении. Форум помогает установить личные контакты между главами регионов. Что еще важно, ряд значимых для нас проектов получил поддержку высшего руководства двух стран. Так, например, президенты Владимир Владимирович Путин и Нурсултан Абишевич Назарбаев проявили интерес к строительству Уральской ВСМ «Челябинск - Екатеринбург» как части международного грузопассажирского коридора между Китаем и Европейским Союзом с трассировкой через Астану. Также мы представили президенту России наши планы по развитию инфраструктуры Челябинска до 2020 года - строительство большого и малого конгресс-холлов, реконструкция аэропорта, строительство гостиниц, благоустройство набережной реки Миасс.

Сумма, которую региональный бюджет затратил на организацию и проведение форума в Челябинске, в несколько раз меньше затрат, которые взял на себя бизнес. Пожалуй, в регионе впервые в таких пропорциях финансируется проведение столь значимого и масштабного мероприятия.

- Насколько осуществимы планы по проведению саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске?

- Мы считаем, что эти планы осуществимы. У нас есть все возможности для того, чтобы провести мероприятия на высоком организационном уровне. Если прежде регион как-то держался в стороне от подобных крупномасштабных событий, то сейчас мы накапливаем компетенции и готовы браться за организацию межправительственных, межгосударственных форумов, потому что убеждены, что сможем провести их на высоком уровне. Но самое важное, о чем уже не раз говорил губернатор, - мы в любом случае будем модернизировать инфраструктуру, она нужна городу. Нам нужны площадки для общения бизнеса, областной, уральской, всероссийской кооперации. Нужны хорошие гостиницы, нужен конгресс-холл - и даже лучше не один, а два. Так что Челябинск точно будет готов принять гостей саммитов. А доверят ли нам проведение этих мероприятий или каких-то других - решение за президентом.

- Обсуждая проект строительства высокоскоростной магистрали, многие эксперты высказывают мнение, что Екатеринбург оттянет трудовые ресурсы, так как местные компании смогут предложить более высокие зарплаты. На ваш взгляд, так ли уж выгодно строительство ВСМ для Челябинска?

- Город, который обходит крупная транспортная магистраль - автомобильная или, что даже еще более актуально для нашей страны, железная дорога, - сразу же выпадает из жизни. Это много раз происходило в мировой истории. Достаточно вспомнить, что до строительства Транссиба Челябинск и Троицк были фактически на равных. И если Екатеринбург изначально стоял на линии коридора «Евразия», то тот факт, что на ней появился и Челябинск, - это заслуга Дубровского. Даже критики вынуждены это признать.

Эксперты сходятся во мнении, что мир будет развиваться за счет создания крупных агломераций. Сейчас в стране есть только одна масштабная агломерация - Московская, которой предстоит конкурировать за мировое экономическое влияние с десятком других. Вокруг российских городов-миллионников тоже постепенно будут возникать агломерации меньшего масштаба, которые будут конкурировать между собой. Борьба будет идти не за деньги, а за людей, за человеческий капитал. Людям важно качество жизни: удобный транспорт, хорошие школы и университеты, качественная медицина, доступное жилье. Это смогут себе позволить только крупные богатые агломерации. И мы, и правительство Свердловской области понимаем, что, объединившись в третью по размеру в стране агломерацию, мы получим громадное конкурентное преимущество.

Строительство высокоскоростной магистрали станет событием, значение которого сложно переоценить, оно наполнит оптимизмом бизнес, инвесторов. Этот проект изменит ландшафт регионов, бизнес-среду.

Час пути - это не проблема, когда каждые 15-20 минут отходит поезд. Сейчас, когда едешь ночью по трассе между Челябинском и Екатеринбургом, огней почти нет. Появится дорога - вдоль дороги будут огни, огни, огни. Может, это и не будет единый город, чего я в принципе не исключаю, но это точно будет единое пространство.

Автор: Ульяна Бисерова

 


Смотри также

  1. Перейти к новостям за Ноябрь 2017 года
  2. Перейти к поcледним новостям


Архив новостей


2018
  1. Март
  2. Февраль
  3. Январь
2017
  1. Декабрь
  2. Ноябрь
  3. Октябрь
  4. Сентябрь
  5. Август
  6. Июль
  7. Июнь
  8. Май
  9. Апрель
  10. Март
  11. Февраль
  12. Январь
2016
  1. Декабрь
  2. Ноябрь
  3. Октябрь
  4. Сентябрь
  5. Август
  6. Июль
  7. Июнь
  8. Май
  9. Апрель
  10. Март
  11. Февраль
  12. Январь
2015
  1. Декабрь
  2. Ноябрь
  3. Октябрь
  4. Сентябрь
  5. Август
  6. Июль
  7. Июнь
  8. Май
  9. Апрель
  10. Март
  11. Февраль
  12. Январь
2014
  1. Декабрь
  2. Ноябрь
  3. Октябрь
  4. Сентябрь
  5. Август
  6. Июль
  7. Июнь
  8. Май
  9. Апрель
  10. Март
  11. Февраль
  12. Январь
2013
  1. Декабрь
  2. Ноябрь
  3. Октябрь
  4. Сентябрь
  5. Август
  6. Июль
  7. Июнь
  8. Май
  9. Апрель
  10. Март
  11. Февраль
  12. Январь
2012
  1. Декабрь
  2. Ноябрь
  3. Октябрь
  4. Сентябрь
  5. Август
  6. Июль
  7. Июнь
  8. Май
  9. Апрель
  10. Март
  11. Февраль
  12. Январь
2011
  1. Декабрь
  2. Ноябрь
  3. Октябрь
  4. Сентябрь
  5. Август
  6. Июль
  7. Июнь
  8. Май
  9. Апрель
  10. Март
  11. Февраль
  12. Январь
2010
  1. Декабрь
  2. Ноябрь
  3. Октябрь
  4. Сентябрь
  5. Август
  6. Июль
  7. Июнь
  8. Май
  9. Апрель
  10. Март
  11. Февраль
  12. Январь
2009
  1. Декабрь
  2. Ноябрь
  3. Октябрь
  4. Сентябрь
  5. Август
  6. Июль
  7. Июнь
  8. Май
  9. Апрель
  10. Март
  11. Февраль
  12. Январь
2008
  1. Декабрь
  2. Ноябрь
  3. Октябрь
  4. Сентябрь
  5. Август
  6. Июль
  7. Июнь
  8. Май
  9. Апрель
  10. Март
  11. Февраль
  12. Январь
2007
  1. Декабрь
  2. Ноябрь
  3. Октябрь
  4. Сентябрь
  5. Август
  6. Июль
  7. Июнь
  8. Май
  9. Апрель
  10. Март
  11. Февраль
  12. Январь
2006
  1. Декабрь
  2. Ноябрь
  3. Октябрь
2003
  1. Январь
Министерство экономического развития Челябинской области  /  Новости  /  «Мы сделали ставку на средний технологичный бизнес», — вице-губернатор Руслан Гаттаров
Посетителей за сегодня
      
Министерство экономического развития Челябинской областиАдрес: 454091, г. Челябинск, пр. Ленина, 57Телефон: +7 (351) 263-77-54Структура министерства / Контактная информация
Сайт разработан компаниейИТ Дистрибуция