«Продвижение конкурентноспособной продукции на рынки сбыта в условиях кризиса - залог стабильной работы предприятия».
Черепанов Илья Витальевич - исполнительный директор ОАО «ЧТПЗ»
Уважаемые участники Южно-Уральского экономического форума!
Мне приятно приветствовать вас на нашей гостеприимной уральской земле и выразить вам благодарность за проявленный интерес к работе нашей компании в условиях глобального кризиса.
Трубный дивизион Группы ЧТПЗ сформирован в апреле 2005 года на базе двух заводов по производству труб (ЧТПЗ и ПНТЗ) и специализированной сбытовой структуры (Торговый дом «Уралтрубосталь»). Это был год окончательного оформления трубной отрасли России.
В условиях глобального экономического кризиса спад объёмов производства в России, начавшийся с середины 2008 года практически во всех отраслях экономики, отразился на спросе труб. Спрос на трубную продукцию в России в 2008году упал на 19% и продолжает снижаться в 2009 году. За 4 месяца 2009 года он снизился относительно аналогичного периода 2008 года на 34% .
Позиционируя себя, как устойчивая компания на трубном рынке России, мы понимаем, что основой успеха является эффективное взаимодействие с потребителями. Поэтому мы приняли и последовательно реализуем стратегию развития партнёрских отношений со всеми нашими клиентами. Наши инновационные проекты развития, инвестиционная политика, маркетинговая и сбытовая стратегии полностью ориентированы на удовлетворение изменяющихся текущих и развивающихся перспективных потребностей каждого конкретного клиента трубного рынка.
В настоящий период для нефтегазового сектора, как и для всей экономики России, характерен спад объемов производства, что в свою очередь сказывается на сокращении инвестиционных программ и объемов потребления труб. Так объем реализации труб за четыре месяца 2009 года по ОАО «ЧТПЗ снизился на 30,8 % и составил 193 тысячи тонн труб. Очень непростая ситуация со спросом в сегменте промышленности - темпы падения производства сохраняются и спрос на трубы сжимается. В строительстве за 4 месяца 2009года ситуация со спросом не улучшилась - рецессия продолжается, спрос на трубы падает.
Для нефтегазового сектора экономики, как крупнейшего потребителя труб, характерна высокая степень дифференциации требований к номенклатуре и качеству продукции. Это обусловлено спецификой развития самого объекта потребления труб.
Трубная отрасль, стремясь максимально соответствовать быстро изменяющимся со стороны компаний ТЭК требованиям к качественным характеристикам труб активно модернизирует технологию и основные фонды производства, осваивает новые виды продукции с уникальными потребительскими характеристиками.
Несмотря на кризис, мы продолжаем строительство ТЭСЦ - 3 со станом 1420 для производства труб большого диаметра, стан будет выпускать трубы длинной 18 м, диаметром 1420 с толщиной стенки до 48 мм и самой большой категорией прочности, которую могут сегодня произвести металлурги. Запуск нового цеха - это увеличение мощностей ЧТПЗ и более тысячи новых рабочих мест, объем инвестиций в проект составляет около 500 млн. евро.
Пуск нового цеха на ЧТПЗ планируется произвести в середине 2010 года. Совместный проект ММК и ЧТПЗ позволит уменьшить зависимость российской промышленности от импорта. Ведущие нефтяные и газовые компании России уже готовы сотрудничать с южноуральскими промышленниками. "Транснефть" уже ведет переговоры о поставках с челябинскими трубопрокатчиками. В ближайших планах компании строительство отвода от нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) в Китай. Помимо этого планируется использование труб большого диаметра при прокладке магистрального газопровода "Северный поток" - по дну Балтийского моря из России в Германию и строительстве газопровода «Сахалин-Владивосток» .
Таким образом, реализация инвестиционного проекта позволит ЧТПЗ участвовать в новых нефтегазовых проектах.
Дальнейшее укрепление позиций в нефтегазовом сегменте рынка мы связываем не только с созданием конкурентных преимуществ и самостоятельной разработкой новых видов продукции для нужд ТЭК, но и, главным образом, с активным вовлечением нефтяников и газовиков в процесс формирования перспективных требований к продукции. Для этой цели мы активно изучаем стратегии развития каждой нефтяной и газовой компании, проводим мониторинг и анализ изменений условий добычи и транспортировки жидких и газообразных углеводородов, анализируем перспективы появления новых требований к эксплуатационным характеристикам трубной продукции, стремимся соответствовать современным требованиям потребителей и упреждать качественные и количественные характеристики спроса каждого клиента на трубную продукцию. Но все эти усилия были бы потрачены напрасно, если бы мы не работали в тесном контакте с нашими ключевыми клиентами.
Ключевыми клиентами Группы в нефтегазовом комплексе России на сегодня являются: Газпром и Транснефть, Роснефть, Газпром нефть, ТНК ВР, Лукойл, Сургутнефтегаз, Татнефть. Работа с ключевыми клиентами строится на основе тесного взаимодействия с руководителями и техническими специалистами компаний и совместно разработанных Программ стратегического сотрудничества.
Так в рамках программы сотрудничества с ОАО «АК «Транснефть» на ЧТПЗ размещен заказ на производство труб для строительства «Балтийской трубопроводной системы -2» в объеме 30 тысяч тонн, который необходимо выполнить в мае-июле текущего года
Сегодня выстроена стройная система взаимовыгодных отношений и сформированы приоритетные направления совместного развития, ориентированные на особенности разрабатываемых и эксплуатируемых конкретной компанией месторождений, перспективных трубопроводных систем, на программы выхода из кризиса промышленных предприятий, проекты территориального развития регионов России.
Знание специфики местных условий позволило ЧТПЗ выиграть тендер на поставку труб во втором-третьем квартале 2009 года для ремонтно-эксплуатационных нужд компании «Казтрансойл» в объеме 7 тысяч тонн труб.
От стратегического партнёрства в итоге выигрывают обе стороны - и трубные компании, и компании ТЭК.
Несмотря на кризис и приостановку крупных инвестиционных проектов ОАО «ЧТПЗ» отгрузило в 2009 году для ремонтно-эксплуатационных нужд ОАО «Газпром» - 50 тысяч тонн труб, ОАО «АК «Транснефть» - 13 тысяч тонн труб. Запланирована поставка в адрес ОАО «Роснефть» более 12 тысяч тонн труб.
Основные направления стратегического партнёрства, предложенные каждой компании, включают:
-создание новых видов продукции, повышающих эффективность и срок службы нефтегазовых трубопроводных систем в сложных условиях эксплуатации;
- создание новых видов продукции, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к трубной продукции при освоении новых нефтяных и газовых месторождений;
- создание сервисов, востребованных на всех этапах использования трубной продукции;
- организация дополнительных опций при поставке НКТ;
- Совместная с клиентом разработка научно- технических программ развития и перспективного применения трубной продукции.
Каждое из направлений детализируется в процессе активной совместной работы по формированию, оценке технической и организационной осуществимости и экономической целесообразности. По результатам изучения и согласования возможных направлений стратегического партнёрства на сегодняшний день уже подписаны и активно реализуются двухсторонние программы сотрудничества практически со всеми ключевыми клиентами.
Процесс реализации совместных программ по разработке и внедрению новых продуктов и услуг детально регламентирован:
- в каждой компании ТЭК создан Управляющий комитет проекта «Стратегическое партнёрство» и утверждён координатор проекта от НК;
- подготовлен совместный проект долгосрочного технического соглашения на разработку, поставку и испытание трубной продукции повышенного качества и эксплуатационной надёжности;
- в Группе ЧТПЗ выстроена система « ключевой клиент - НИЦ», определяющая процесс создания новых видов продукции;
- разработаны пилотные проекты для конкретных месторождений по оценке технической и экономической эффективности использования трубной продукции в течение всего жизненного цикла (от разработки проекта до капитального ремонта трубопровода);
- для новых видов продукции с каждой НК при участии отраслевых институтов разрабатываются программы промысловых испытаний;
- разрабатываются процедуры информирования проектных институтов об освоенных новых видах продукции на предприятии ЧТПЗ;
-организуется формирование баз данных условий эксплуатации трубной продукции и сопровождающей её нормативной документации;
- ведётся авторский надзор за внедрением новых видов продукции.
С учётом тенденции развития кризисной ситуации в стране и анализа результатов продаж за 4 месяца 2009года реализация продукции по ЧТПЗ запланирована в объеме 498тыс тонн, что составляет 65% от уровня продаж 2008года.
В этой ситуации на ЧТПЗ ведётся активный поиск свободных ниш на рынке, усиливается процесс импортозамещения, развивается работа по индивидуальному обслуживанию каждого конкретного клиента с учётом его текущего и перспективного состояния.
Интеллектуальны, производственные и организационные ресурсы компании сегодня мобилизованы для усиления позиций трубного дивизиона на отечественных и зарубежных рынках. Антикризисная программа завода в первую очередь направлена на сохранение и по возможности расширение клиентской базы и включает:
- организацию работы с каждым клиентом на основе создания системы стратегического партнёрства, что позволит укрепить позиции Группы как надёжного поставщика трубной продукции и услуг;
- снижение издержек на производство и реализацию продукции, создание системы эффективного управления затратами, что позволит предложить нашим клиентам продукцию по доступным в кризисной ситуации ценам;
- завершение в заявленные сроки строительства новых мощностей, что позволит удовлетворить запросы клиентов в высококачественной продукции.
Подводя итог своего краткого выступления, хочу особо отметить - наш бизнес и наши планы по его развитию не были бы столь реалистичны, если бы не интерес клиентов и активное участие в выработке и принятии решений по созданию новых видов продукции и услуг. Мы открыты и заинтересованы в сотрудничестве с каждым партнером. Более тесная и внимательная к нуждам клиентов работа по созданию новых потребительских свойств трубной продукции и расширенный спектр услуг помогут нам выдержать кризисную ситуацию и выйти из него с новыми идеями.
Спасибо за внимание!
|