04.02.2010 |
«О предварительных итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2009 году и задачах на 2010 год»
|
Версия для печати
|
Выступление Министра экономического развития Челябинской области Е.В. Мурзиной на областном совещании при Губернаторе области 4 февраля 2010 года
Слайд 2. Финансово-экономический кризис внес коррективы в динамику развития области в 2009 году. Произошло снижение к предыдущему году: - в промышленности - на 19,5%; - ввода жилья - на 29,3%; - объема строительства - почти на 40% (39,9%); - розничной торговли - на 5,1%; - налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета - на треть; - реальных располагаемых денежных доходов населения - на 1,2%; - реальной заработной платы - на 8,7%, несмотря на её рост в номинальном выражении на 1,1%; - на 01.01.2010 г. зарегистрировано 65,8 тыс. безработных (в 2 раза больше, чем год назад), уровень безработицы возрос до 3,6%. В сельском хозяйстве рост составил 101,9%, возросло производство кожи и кожаных изделий.
Слайд 3. Острая фаза кризиса продлилась около 9 месяцев - с октября по июнь. Во второй половине года наблюдалось пусть медленное, но оживление в промышленности. Если в начале года снижение в промышленности было на 31%, то по итогам года восстановление составило 11,4 п.п. Грузооборот транспорта восстановился на 28,2 п.п. До середины года из-за снижения спроса, а также мировых цен наблюдалось падение внешнеторгового оборота, во втором полугодии произошло его восстановление на 9,6 п.п.
Слайд 4. В декабре 2009 г. наблюдался значительный рост (к декабрю 2008 г.) производства: - металлов - на 55,8%; - грузовых автомобилей - в 3,3 раза; - цемента - на 26%; - изделий из кожи и обуви - на 79,3%; - пищевых продуктов - на 10,1% - сельхозпродукции - на 4,3%; - грузооборота транспорта - на 19,2%; - розничной торговли - на 10,2%; - среднемесячная зарплата выросла в ноябре (к ноябрю 2008 г.) на 9%. Таким образом, в экономике области наметились тенденции к росту производства товаров и услуг.
Слайд 5. В 2009 году рост промышленности наблюдался в Карабаше (112%), Чебаркульском (158,3%), Пластовском (109,2%) и Катав-Ивановском (105%) районах. Благодаря конкретной господдержке градообразующих предприятий, удалось переломить ситуацию в В.Уфалее (63,5%), Миассе (57,9%), Златоусте (47,7%), Кусе (45,4%). Однако провал в начале года не позволил по итогам года достичь среднеобластного уровня.
Слайд 6. В рамках поддержки инвестиционной деятельности с начала года завершены 202 инвестиционных проекта в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, в социальной сфере. В результате создано около 5,6 тыс. рабочих мест. Объем инвестиций оценивается в 136,8 млрд. рублей. Введены в действие новые импортозамещающие производства, среди них самый крупный мегапроект 2009 года в России - стан «5000» по производству толстолистового проката на ММК.
Слайд 7. Реализуются крупнейшие проекты: - строительство трубоэлектросварочного цеха по производству труб большого диаметра на ЧТПЗ; - строительство рельсобалочного стана на ЧМК.
Слайд 8. Стабильная ситуация и с поступлением иностранных инвестиций, их объем оценивается в 2,5 млрд. долларов.
Слайд 9. Важным индикатором работы органов исполнительной власти и местного самоуправления в условиях кризиса является ситуация на рынке труда.
Слайд 10. За год создано 19 400 постоянных рабочих мест. В реализации ОЦП по стабилизации ситуации на рынке труда задействовано около 98 тыс.человек. Всего трудоустроено 180 тыс. человек.
Слайд 11. Следующий индикатор - задолженность по заработной плате. За год задолженность сократилась в 4 раза, а от пика в декабре 2008 года - в 9 раз до 17,3 млн. рублей. На начало текущего года задолженность: - отсутствовала в 35 муниципальных образованиях; - полностью погашена в Златоусте, Копейске, Кыштыме, Магнитогорске, Миассе, Кусинском, Коркинском и Троицком районах; - снижена в Озёрске, Челябинске и Южноуральске; - вновь образована в В.Уфалее, Усть-Катаве, Катав-Ивановском, Сосновском, Кунашакском районах.
Слайд 12. В целом по области среднемесячная зарплата за 11 месяцев (по крупным и средним) выросла на 2%. В 22 муниципальных образованиях рост зарплаты превысил среднеобластной уровень, выше других в Чебаркульском- рост на 21,4%; Пластовском - на 20,2%; Кунашакском районах - на 13,8%. Ниже среднеобластных темпы в 17 городах и районах. Снижение зарплаты отмечено в Еманжелинском, Красноармейском районах, В.Уфалее, Миассе.
Слайд 13. Особое внимание уделялось поддержке малого бизнеса, роль которого как одного из основных источников создания новых рабочих мест в условиях кризиса значительно возросла. В прошлом году поддержка оказывалась по 5 приоритетным направлениям.
Слайд 14. С целью сокращения административных барьеров, еще до вступления в силу Федерального закона, распоряжением Губернатора были приостановлены плановые проверки предпринимателей, а внеплановые проводились по согласованию с Прокуратурой. План проверок на 2010 год размещен на сайте Прокуратуры области.
Слайд 15. Наряду с увеличением количества ранее действующих элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса,
Слайд 16. создан областной гарантийный фонд. И уже выданы гарантии на получение 144 млн. рублей кредитов.
Слайд 17. Для уменьшения налоговой нагрузки на предпринимателей приняты областные законы: - по снижению ставки налога для работающих на «упрощенке» с 15% до 10%; - по введению патента для индивидуальных предпринимателей по 69 видам деятельности.
Слайд 18. На финансовую поддержку 611 СМП с учетом привлеченных федеральных средств направлено 397 млн. рублей. Ещё 11,3 млн. рублей из областного бюджета получили 30 инновационных предприятий.
Слайд 19. В 2009 году почти на 40% увеличилось финансирование муниципальных программ. 13 муниципалитетам на софинансирование программ развития предпринимательства из областного бюджета направлено 25 млн. рублей.
Слайд 20. В 7 муниципалитетах из 11 Фондов поддержки предпринимательства предоставлены займы 83 СМП на 39,2 млн. руб. Причем в Миассе займы выдаются беспроцентные, в Еманжелинском, Коркинском и Копейском фондах - под 5-13%, в Озёрске и Снежинске - под 15-17%. Для прозрачности предоставления поддержки предпринимателей в области и во всех муниципальных образованиях ведутся реестры получателей поддержки.
Слайд 21. С целью оказания имущественной поддержки утверждены областной и 105 муниципальных перечня имущества для предоставления в аренду. Кроме Озерска и Кунашакского района, все города и районы приняли нормативную базу для их формирования и ведения.
Слайд 22. Приняты положительные решения о льготном выкупе 556 арендуемых помещений (14 областных и 542 муниципальных). Несмотря на кризис, в области продолжалась реализация приоритетных национальных проектов.
Слайд 23. За прошедший год сдано в эксплуатацию 1430 тыс. кв. метров жилья. По вводу жилья на 1000 жителей в лидерах Сосновский, Аргаяшский, Кунашакский районы, Южноуральск, Чебаркуль. В 4 раза меньше среднеобластного уровня показатели в Трехгорном, Озерске, Кизильском районе.
Слайд 24. Динамика строительства жилья также очень различается по муниципальным образованиям. От 2 до 5 раз увеличили объемы ввода жилья Октябрьский район, Озёрск, В.Уфалей, Чебаркуль. Меньше половины от уровня предыдущего года введено жилья в Трёхгорном, Копейске, Еманжелинском, Чебаркульском, Кизильском районах.
Слайд 25. В 2009 году по области снесено 70,8 тыс. кв. метров жилья, непригодного для проживания. При этом в Сосновском, Нагайбакском, Брединском районах план перевыполнен в 4-5 раз. А в Златоусте, Чебаркуле, Снежинске, Варненском, Еманжелинском и Троицком районах не приступили к сносу.
Слайд 26. В области построено 164 км газопроводов и газовых сетей (план - 116 км) и 1 модульная блочная газовая котельная. Подключено к газу 9007 квартир и домов (102,5% к плану - 8787 квартир). Более чем в полтора раза превысили плановые показатели Сосновский, Кизильский, Красноармейский, Катав-Ивановский, Саткинский районы. Меньше половины запланированного объема квартир газифицировано в Озёрске, В.Уфалее, Октябрьском районе, Усть-Катаве.
Слайд 27. Меры по поддержке рождаемости, принимаемые в рамках нацпроекта «Здоровье», способствовали её росту в январе-ноябре 2009 года до 13 новорожденных на 1000 населения. Выше среднеобластного уровня рождаемость в 31 муниципальном образовании. Самая высокая - в Аргаяшском, Кунашакском, Пластовском, Сосновском районах. Ниже среднеобластного значения показатель в 12 городах и районах, в том числе в ЗАТО, Чебаркуле, Златоусте, Усть-Катаве. За 11 месяцев уровень смертности снизился с 15,1 до 14,2 на 1000 населения. Ниже, чем по области, смертность в 10 муниципальных образованиях, в том числе в ЗАТО, Челябинске, Брединском, Октябрьском районах, Златоусте. Высокие коэффициенты смертности в Ашинском, Катав-Ивановском, Каслинском, Коркинском районах, В Уфалее.
Слайд 28. За 11 месяцев прошлого года естественная убыль населения снизилась в 1,8 раза (до 3895 человек), а её коэффициент составил 1,2 на 1000 населения. Естественный прирост зафиксирован в 13 муниципальных образованиях (Аргаяшский, Брединский, Агаповский, Чесменский, Сосновский районы, Локомотивный и др.). В Каслинском, Нязепетровском, Ашинском, Катав-Ивановском районах, В.Уфалее отмечена наибольшая естественная убыль населения. В результате укрепления позитивных демографических тенденций, с учетом миграционного прироста численность населения области практически стабилизировалась. В рамках нацпроекта по развитию АПК за счёт внедрения в сельхозоборот заброшенных земель и расширения посевных площадей общая пашня в обработке за 2006-2009 годы увеличилась на 322 тыс. га (на 15,1%) до 2,5 млн.га.
Слайд 29. В 2009 году урожайность зерновых по области составила 12,4 центнера с гектара. В Чебаркульском, Саткинском, Сосновском районах - свыше 17 ц. Из-за засухи низкая урожайность отмечена в южных районах области.
Слайд 30. Благодаря господдержке, молочная продуктивность достигла в сельскохозорганизациях 3701 кг на 1 корову. В 8 районах этот показатель выше среднеобластного (Каслинский, Еткульский, Красноармейский, Троицкий и др.). При этом в Кизильском, Пластовском, Нязепетровском, Карталинском, Нагайбакском районах надоено менее 3 тыс. кг.
Слайд 31. Достижению позитивных тенденций в экономике способствовала эффективная и оперативная реализация антикризисных мер, как на уровне области, так и в каждом городе и районе.
Слайд 32. К концу прошлого года появились предпосылки в разработке Плана посткризисных мер. Аналогичные планы приняты и во всех городах и районах области.
Слайд 33. Сегодня можно говорить о первых результатах реализации этих планов. 1. С целью диверсификация экономики организована работа по разработке комплексных инвестиционных планов моногородов: - в Минрегион России направлен реестр инвестиционных проектов; - Сатка и Карабаш вошли в 27 пилотных проектов для включения в Федеральную целевую программу поддержки моногородов. 2. Для внедрения энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики принята соответствующая ОЦП на 2010-2020 годы. В 8 муниципальных образованиях приняты программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии со схемами территориального планирования. 3. С целью повышение качества жизни населения: Принята программа по стабилизации ситуации на рынке труда на 2010 год. Ужесточен контроль за своевременностью выплаты заработной платы на предприятиях области (снижение задолженности по заработной плате с 01.01.2009г. более чем в 4 раза). Принята ОЦП «Чистая вода» на 2010-2020 годы.
Теперь о задачах. Основная задача - эффективная реализация антикризисных и посткризисных мер, четко выстроенная работа областного и муниципальных антикризисных штабов.
Слайд 34. И, прежде всего, это - поддержка реального сектора экономики с целью восстановления объемов производства.
Слайд 35. Для развития предпринимательства необходимо: - предусмотреть в документах терпланирования предоставление земельных участков для создания объектов недвижимости для малого бизнеса; - принять административные регламенты проведения муниципальных проверок; - завершить формирование нормативно-правовой базы в части имущественной поддержки СМСП (Озёрск, Кунашакский район) и обеспечить полноценную реализацию 159-ФЗ;
Слайд 36. продолжить практику проведения на постоянной основе агро-ярмарок по продаже сельскохозпродукции местных товаропроизводителей с предоставлением оборудованных мест на льготных условиях; - обеспечить проведение общественной экспертизы каждого нормативно-правового акта, затрагивающих интересы предпринимателей.
Слайд 37. Для привлечения 142,9 млрд. рублей инвестиций необходимо: - реализовать систему оказания услуг инвесторам по принципу «одного окна»; - актуализировать инвестиционные паспорта муниципальных образований. Предстоит продолжить строительство и ввести в эксплуатацию наиболее важные объекты социального назначения, в том числе ПЭТ-центры в Челябинске и Магнитогорске.
Слайд 38. Для обеспечения занятости предстоит: - реализация плана создания 17,3 тыс. новых рабочих мест, - а также ОЦП по стабилизации ситуации на рынке труда.
Слайд 39. С целью повышения качества жизни населения необходимо продолжить реализацию нацпроектов: - ввести в эксплуатацию 1,5 млн. кв. метров жилья; - снизить объем непригодного для проживания жилищного фонда на 90 тыс. кв. метров; - подключить к газу не менее 3187 квартир (домов); Кроме того, необходимо разработать меры, по стимулированию предприятий ЖКХ к внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Слайд 40. Губернатором поставлена задача - полностью ликвидировать задолженность по зарплате, включая и те организации, которые не входят в статистическое наблюдение. Повышению уровня и качества жизни населения также будет способствовать реализация: - мер социальной поддержки ветеранов, инвалидов, семей с детьми, малообеспеченных граждан; - мероприятий в рамках Года учителя; - организация летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях; - реализация мероприятий объявленной Губернатором «пятилетки здравоохранения», в рамках которой будет проведён ремонт муниципальных учреждений здравоохранения; - до 1 мая необходимо выполнить Указ Президента об обеспечении жильём всех нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны.
Решение этих и других задач будет организовано в рамках плана первоочередных мероприятий, который будет принят на очередном заседании Правительства области.
|