19.06.2013 |
Выступление Министра экономического развития Челябинской области Е.В. Мурзиной на областном совещании при Губернаторе области
|
Версия для печати
|

«О содействии развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Челябинской области» 19.06.2013 г.
В соответствии со 131-ФЗ поддержка бизнеса относится к полномочиям органов местного самоуправления. Поэтому с 2006 года акцент развития предпринимательства в области перенесен на уровень муниципалитетов.
Вклад бизнеса в экономику области ежегодно растет. По данным муниципалитетов в 9 территориях (Озёрск, Трёхгорный, Магнитогорск, Кыштым, Усть-Катав, Южноуральск и Верхнеуральский, Кизильский и Пластовский районы) количество предпринимателей на 10 тыс. населения превышает 300 ед., в 14-ти (Чебаркуль, Карабаш, Копейск, Локомотивный и Агаповский, Аргаяшский, Брединский, Карталинский, Каслинский, Кунашакский, Кусинский, Чебаркульский, Сосновский, Увельский районы) этот показатель менее 200. А в остальных 20-ти - от 200 до 300 ед.
Значительный разрыв и в доле занятых в бизнесе от общей численности занятых в экономике. Если в Верхнеуральском и Еманжелинском районах она превышает 60%, то в 8 муниципалитетах - менее 20%.
Поддержка на муниципальном уровне осуществляется по 5 основным направлениям: развитие инфраструктуры, финансовая и имущественная, информационно-консультационная поддержка, устранение административных барьеров.
Во всех муниципалитетах действует инфраструктура поддержки малого бизнеса: это 83 общественных координационных совета, 72 общественных объединения предпринимателей, 8 Фондов поддержки.
Согласно 209-ФЗ, проекты НПА в обязательном порядке должны проходить общественную экспертизу, прежде всего, - в рамках ОКСов с последующим широким освещением, включая официальные сайты муниципалитетов. В этом году НПА принимались в 16 МО.
Теперь о взаимодействии с региональной инфраструктурой.
Услугами Гарантийного Фонда по предоставлению поручительств (а в партнерах Фонда 23 банка и 2 лизинговые компании) уже воспользовались 550 предпринимателей из 20-ти муниципалитетов, общий объем полученных кредитов превысил 3 млрд. руб.
Для обеспечения доступности финансов для малого бизнеса «на местах» развивается система микрофинансирования. Действуют 3 микрофинансовых организации в Сатке, Златоусте и Еманжелинском МР, которыми в этом году выдано 38 займов почти на 24 млн. руб. в среднем под 8,6%.
Учитывая вхождение России в ВТО, в помощь экспортно-ориентированным предприятиям на базе Гарантийного Фонда с июля прошлого года заработал Евро Инфо Центр.
Для укрепления кооперационных связей между предприятиями развивается также Центр субконтрактации.
По итогам 3 Бирж субконтрактов проведено более 300 переговоров, заключены договоры почти на 350 млн. руб.
Наиболее востребованной формой господдержки является финансовая. Ежегодно растет объём финансирования из местных бюджетов программ развития бизнеса.
В прошлом году к 33,5 млн. руб. местных бюджетов дополнительно направлено 66,5 млн. руб. областных и федеральных средств. В рамках 31 муниципальной программы адресной поддержкой воспользовались 585 предпринимателей.
В текущем году общая сумма софинансирования муниципальных программ за счет средств области и Федерации составит 75 млн. руб.
Не воспользовались этой возможностью 11 муниципалитетов (6 - из-за отсутствия или недостаточности финансирования соответствующих статей в местном бюджете, 5 - из-за невостребованности дополнительных источников). Троицкий район - по причине неполного использования ранее предоставленной субсидии.
На поддержку одного предпринимателя в 2012 году из местных бюджетов направлено в среднем - одна тысяча сто рублей.
При этом, в Нязепетровском районе эта сумма доходит до 12 тыс. руб. А в 3-х муниципальных образованиях (Каслинский, Кизильский, Нагайбакский МР) финансирование муниципальных программ полностью отсутствовало.
Сумма возвратов субсидий за 2 года составила 1,8 млн. руб. Самая значительная сумма (1,0 млн. руб.) была возвращена в прошлом году г. Магнитогорском в связи с их неосвоением.
Златоуст, Карабаш, Магнитогорск, Нязепетровский район возвращали деньги по причине невыполнения условий оказания поддержки предпринимателями.
Следующий вид поддержки в рамках региональной Программы развития предпринимательства - имущественная, предусматривает:
1) долгосрочную льготную аренду недвижимости .
Аренду офисов (с оборудованными рабочими местами) в бизнес-инкубаторах;
2) выкуп арендуемых помещений в рамках 159-ФЗ, так называемая «малая приватизация».
На 1 апреля т.г. (с начала действия 159-ФЗ) предпринимателями «на местах» подано почти 2 тыс. заявок на выкуп арендуемых помещений. Более, чем в 80% случаев приняты положительные решения, выкуплено 1 285 муниципальных помещений общей площадью 200 тыс. кв.м.
При этом, оставалось еще 148 объектов, которые могут быть выкуплены предпринимателями.
Еще 108 помещений, подпадающих под действие 159-ФЗ, содержится в «закрытых» Перечнях для аренды (на 01.01.2013 г.).
14 июня Госдумой рассмотрен во 2 чтении законопроект о продлении срока действия Закона до 1 июля 2015 года и других изменениях, которые позволят большему числу предпринимателей реализовать свое преимущественное право на более выгодных условиях.
Вместе с тем, среди проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства «на местах», остаются административные барьеры. На их устранение направлены:
1) контроль исполнения 294-ого Закона в «увязке» с Административной реформой. На муниципальном уровне утверждено 96 регламентов проведения проверок (более 80%). Полностью завершена работа лишь в 29 муниципалитетах. При этом, в Озёрске, Брединском и Каслинском районах лишь треть контрольных функций «обеспечены» соответствующими регламентами.
Для содействия органам местного самоуправления в завершении этой работы на уровне региона принят типовой нормативный акт;
2) с этого года в регионе начал работать институт Уполномоченного по правам предпринимателей.
3) на «горячую линию» по проблемам предпринимательства: в 2012 году поступило 157 обращений: треть - о финансовой «помощи, еще треть - о проблемах с имуществом и землей, остальные - о взаимоотношениях с контрольными органами, соблюдении антимонопольного законодательства и др. Обращения поступили из 34-х муниципалитетов.
В текущем году поступило более 40.
Каждое обращение анализируется, отрабатывается с уполномоченными органами, при необходимости - привлекается областная прокуратура, в структуре которой создан специальный отдел по защите бизнеса.
Для оказания информационно-консультационной поддержки «на местах» всем городам и районам переданы информационные терминалы (50 ед.), которые позволяют предпринимателям самостоятельно работать с нормативными базами и порталом гос.услуг.
Кроме того, областью приобретены лазерные принтеры к ним, для получения которых необходимо ускорить принятие решений о принятии в муниципальную собственность (14 МО) и подписание актов с Минпромом.
В целях стимулирования работы муниципалитетов ежегодно проходит областной конкурс «Лучший ГО (МР)». В этом году в нем участвовали 33 территории. Два года подряд лидерство сохраняют Челябинск, Саткинский и Увельский районы.
В октябре прошлого года ОПОРА РОССИИ впервые провела в г. Челябинске деловую конференцию «Бизнес-Успех-2012», в рамках которой подтвердили свой лидерский статус Сатка («Лучшее МО») и Златоуст («Поддержка малого бизнеса»). Отдельным призом награжден также Усть-Катав («Малый бизнес - большой рост»).
В феврале т.г. Саткинский район стал победителем и на всероссийском уровне.
Оценки предпринимательского сообщества и общественности о комфортности бизнес-климата региона и столицы Южного Урала для нас очень значимы.
По «ИНДЕКСу ОПОРЫ 2012» Челябинская область находится на 2-ом месте (среди 39 регионов России).
В мае текущего года экспертами журнала FORBES представлен новый рейтинг 30 городов России, в число которых вошел Магнитогорск (в прошлом году был Челябинск).
Для повышения эффективности развития бизнеса на муниципальном уровне необходимо решить следующие задачи:
- эффективная реализация муниципальных программ;
- проведение регулярных заседаний ОКСов, а доля представителей бизнес-сообщества должна быть не менее 2/3, и освещение их деятельности;
- внедрение оценки регулирующего воздействия НПА;
- организация взаимодействия с аппаратом бизнес-омбудсмена (в том числе через формирование сети общественных приемных);
- завершение работы по принятию Административных регламентов проведения проверок;
- популяризация патентной системы.
Очень важно изучить и внедрить в других муниципалитетах опыт Саткинского, Еманжелинского районов и Златоуста по организации работы муниципальных микрофинансовых организаций.
|