19.10.2006 |
ДОКЛАД МИНИСТРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА КЛЁПОВА НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 19 ОКТЯБРЯ 2006г.
|
Версия для печати
|
«Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в январе-сентябре 2006 года и задачах на IV квартал 2006 года»
«Об итогах социально-экономического развития
Челябинской области в январе-сентябре 2006 года
и задачах на IV квартал 2006 года»
За 9 месяцев 2006 года достигнут рост по ряду основных показателей социально-экономического развития Челябинской области.
Индекс промышленного производства составил 109,5% к соответствующему периоду прошлого года.
Рост отмечен в обрабатывающих производствах – 110,3%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 107,3%.
Производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 4,2%. Собрано более 2 млн. тонн зерна при урожайности более 17 центнеров с гектара – это лучший урожай за последние десять лет. Также собран хороший урожай картофеля и овощей.
Увеличился грузооборот транспортных организаций на 4,7%, объем услуг связи – на 52,6%.
За девять месяцев в консолидированный бюджет области поступило доходов на общую сумму 45,4 млрд. рублей, из них налоговых и неналоговых поступлений - 40,5 млрд. рублей, или на 22,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В областной бюджет поступило почти 30 млрд. рублей с приростом 25,2%.
В результате роста экономики и доходов бюджета выросло благосостояние населения области.
В январе-августе 2006 года:
- среднемесячные денежные доходы населения составили 7838 рублей и выросли на 28,2%, а с учетом инфляции - на 14,4%.
- среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций увеличилась на 23,1% и достигла 8834 рублей. Реальная заработная плата (т.е. с учетом инфляции) увеличилась на 10,2%.
Просроченная задолженность по заработной плате сократилась на 140 млн. рублей и на 1 октября 2006 года составила 9,7 млн. рублей.
На 20% больше введено жилья, это 553 тыс. кв. метров.
Розничный товарооборот вырос на 21,1%, объем платных услуг населению – на 10,3%.
Вместе с тем, в отдельных отраслях экономики имеются тенденции к замедлению темпов роста:
объем работ в строительстве снизился на 10%;
за восемь месяцев текущего года инвестиции снизились на 5,8%. Это связано со снижением прибыли организаций в первом полугодии текущего года, в настоящее время ситуация выправилась, и мы рассчитываем на рост инвестиций к концу года.
экспорт составил 97% от уровня прошлого года, что вызвано снижением поставок в Китай металлопроката.
В феврале на заседании Правительства были определены основные цели и задачи на текущий год.
Главной Целью деятельности Правительства области, глав муниципальных образований является повышение благосостояния населения области за счет ускоренного роста экономики и роста доходов областного и местных бюджетов.
Наша первоочередная задача в экономическом блоке – увеличение темпов экономического роста, удвоение валового регионального продукта, а для этого необходим рост не менее 7% в год, и итоги девяти месяцев свидетельствуют о хорошей динамике основных экономических показателей.
Для поддержания экономического роста Правительством области оказывалась поддержка товаропроизводителям в продвижении продукции на экспорт и в другие регионы страны, потребителям внутри области. Подробнее эта информация представлена на слайде.
Японской ассоциацией РОТОБО реализуется консалтинговый проект на ряде машиностроительных предприятиях области, а руководители более 100 промышленных предприятий приняли участие в семинаре, проведенном данной ассоциацией.
Подписаны соглашения между Правительством области и ОАО “Челябэнерго”, Правительством области и Группой ГАЗ. Соглашения направлены на формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения дополнительных источников финансирования.
Особое внимание уделялось в рамках Совета при Губернаторе ситуации на проблемных предприятиях, а также поддержке машиностроительных и оборонных предприятий, что дало результаты, и впервые за последние годы отмечен рост в ОПК.
В рамках областной Программы господдержки малого бизнеса из областного бюджета:
оказана финансовая поддержка 72 субъектам малого предпринимательства;
40 женщинам-предпринимателям выделены гранты на реализацию инвестиционных проектов;
17 некоммерческим организациям выделены гранты для оказания информационно-консультационной поддержки субъектам женского и семейного предпринимательства и предоставления услуг по микрокредитованию.
С целью переноса акцента по развитию малого бизнеса на уровень муниципальных образований:
впервые 10 муниципальным образованиям области выделены гранты на софинансирование программ поддержки малого бизнеса;
продолжена работа по созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях области:
в 37 муниципалитетах приняты программы поддержки и развития малого предпринимательства с общим объемом финансирования за счет средств местных бюджетов почти 12 млн. рублей;
общественные координационные советы созданы и действуют в
41 муниципальном образовании.
Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства области является обеспечение наиболее полной занятости населения, создание новых рабочих мест. Впервые в этом году принят и реализуется план мероприятий Правительства области по созданию новых рабочих мест в разрезе муниципальных образований. План успешно выполняется: за 9 месяцев текущего года создано около 18 тыс. новых рабочих мест при плане 20,5 тысяч.
Еще одна задача, которая была поставлена в плане первоочередных мероприятий на 2006 год, - это повышение инвестиционной привлекательности и привлечение капитала в экономику области.
Благодаря работе, проведенной с зарубежными консульствами и инвестиционными компаниями, увеличился приток иностранных инвестиций в Челябинскую область. С начала года область посетили представители Республики Болгарии, Чехии, Белоруссии, делегации Венгерской Республики. Состоялся визит правительственной делегации Челябинской области в Венгрию и Республику Азербайджан.
Последними примерами привлечения иностранного капитала в Челябинскую область являются:
- запуск завода по производству мраморной муки в Агаповском районе (фирма «Омия», Австрия);
- на ноябрь запланирован запуск завода «Карбокерамикс» (США) по производству керамического проппанта в г. Копейске;
- запланировано начало строительства заводов по производству алюминиевых банок для напитков в Аргаяшском районе (компания «Рексам», Великобритания) и по производству сухих строительных смесей в пос. Роза Коркинского района (фирма «Хенкель, Германия).
Продолжается предоставление господдержки предприятиям, реализующим инвестиционные проекты. За девять месяцев возмещение части процентной ставки за пользование кредитами банков получили 50 организаций на сумму 16,6 млн. рублей.
Одной из стратегических задач является перевод экономики области на инновационный путь развития, формирование благоприятных условий для внедрения перспективных научных разработок в производство.
С этой целью в рамках областной целевой программы развития инновационной деятельности принята нормативно-правовая база, осуществляется финансовая и информационная поддержка субъектов инновационной деятельности.
В текущем году на международных выставках инноваций и инвестиций в Москве и Санкт-Петербурге проекты и разработки Челябинской области завоевали 57 медалей, из них 16 золотых.
Реализация национальных проектов на территории области была и остается нашей ключевой задачей.
В области создана и активно действует система взаимодействия и контроля за реализацией национальных проектов.
Приняты необходимая нормативно-правовая база, финансовое обеспечение, комплекс мероприятий с сетевыми планами-графиками и индикативными показателями в разрезе муниципальных образований. На регулярных заседаниях Совета по реализации национальных проектов на территории Челябинской области под председательством Губернатора подводятся итоги их реализации, заслушиваются руководители рабочих групп и главы муниципальных образований.
На прошедшем 2 дня назад очередном заседании Совета определены дополнительные меры, даны конкретные поручения Губернатора для более успешной реализации нацпроектов.
В области проводилась активная работа по строительству объектов социального назначения. В 2006 году введены в эксплуатацию:
областной краеведческий музей в г.Челябинске;
акушерско-гинекологический корпус с женской консультацией в Нагайбакском районе;
хирургический корпус железнодорожной больницы под размещение родильного дома в г.Златоусте;
начальная школа на 375 учащихся в г.Кыштыме;
школа на 150 мест в поселке Ук Ашинского района.
Продолжается строительство метрополитена, областной детской клинической больницы в г.Челябинске, возведение физкультурно-спортивных комплексов.
Подготовка жилищно-коммунального хозяйства к зиме проводилась в соответствии с утвержденными планами, и на сегодняшний день подписан Паспорт готовности области к работе в зимних условиях, практически все объекты ЖКХ входят в нормальный плановый режим работы.
Еще одной первоочередной задачей Правительства области, глав муниципальных образований является увеличение налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет области, повышение эффективности использования бюджетных средств.
В январе-сентябре 2006 года:
- главными распорядителями бюджетных средств разработаны доклады о результатах и основных направлениях деятельности на 2007 год, которые легли в основу разработки областного бюджета на очередной финансовый год;
- ежемесячно проводились заседания рабочей группы по обеспечению полноты поступления налогов и исполнению трудового законодательства;
- членами рабочей группы осуществлены выездные проверки в Миасский, Озёрский городские округа, Коркинский муниципальный район.
В рамках реализации областной Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки:
- объем сверхнормативных выбросов вредных веществ снизился на 6 тыс. тонн, количество предприятий, имеющих сверхнормативные выбросы, сокращено с 21 до 19;
- осуществляется контроль выбросов 46 источников загрязнения атмосферного воздуха и 19 очистных сооружений;
- для решения экологических и социальных проблем населения поселка Муслюмово разработан и реализуется план-график совместных действий Федерального агентства по атомной энергии и Правительства области.
Еще одним направлением деятельности Правительства является создание условий для реализации на территории области 131 Федерального закона.
В сентябре текущего года был проведен Форум муниципальных образований, основными темами которого были итоги реализации на территории области данного Федерального закона и приоритетных национальных проектов. Итогом работы Форума стало принятие резолюции с обращением на все уровни законодательной и исполнительной власти России.
Таковы характеристики общей экономической ситуации в области за 9 месяцев текущего года.
А теперь я хочу остановиться на вкладе муниципальных образований в социально-экономическое развитие области.
В большинстве муниципальных образований достаточно высокие показатели индекса промышленного производства. Однако в двух районах: Еманжелинском и Верхнеуральском объем промышленного производства снизился.
При росте поступлений в местные бюджеты в среднем по области на 14,5% к прошлому году у 33 муниципальных образований показатели выше этого уровня, наилучшие результаты в Миассе и Кусинском районе. Ниже среднеобластного уровня рост был в 8 муниципальных образованиях, а в двух – Локомотивном и Трехгорном зафиксировано снижение.
Наилучших показателей по вводу жилья на 1000 человек населения добились Сосновский, Чебаркульский, Кусинский районы и город Челябинск.
Значительно ниже прошлого года показатели по вводу жилья в Снежинске, Озерске и Октябрьском районе.
Несмотря на снижение инвестиций по области до 93,4%, в 27 муниципальных образованиях отмечен их прирост.
При среднеобластном уровне снижения задолженности по заработной плате в 15,4 раза в Варненском районе она выросла в 6 раз, г.Троицке – в 2,8 раза, г.Снежинске – в 2,7 раза; Карабаше – в 1,8 раза.
Урожайность зерновых культур в этом году в сельхозорганизациях составила более 17 центнера с гектара. Выше этого показателя урожайность в 9 районах (максимальные – в Чесменском, Верхнеуральском, Чебаркульском). Ниже среднеобластного уровня урожайность в хозяйствах Брединского и Карталинского районов.
Удой молока от одной коровы в сельхозорганизациях составил 2528 килограммов. В 7 районах этот показатель выше среднеобластного. Высоких удоев добились в хозяйствах Еткульского, Красноармейского и Сосновского районов. Ниже среднеобластного уровня удои в 11 районах. Самые низкие показатели в Брединском и Верхнеуральском районах.
Отдельно остановлюсь на поддержке малого бизнеса в муниципальных образованиях. Не приняты программы поддержки и развития малого предпринимательства в Верхнем Уфалее, Карабаше, Локомотивном и Снежинске. Непонятно, почему в таком динамично развивающемся городе, как Магнитогорск, до сих пор не создан общественный координационный совет по развитию малого бизнеса. В результате проведенного мониторинга нормативных правовых актов органов местного самоуправления вновь выявлено несоответствие 19 нормативных правовых актов в 17 муниципальных образованиях. Это доведено до них, и задача муниципальных образований – в кратчайший срок устранить данные нарушения.
Основной задачей Правительства области, глав муниципальных образований остается сохранение и укрепление позитивных тенденций в экономике и повышение благосостояния населения области, достижение индикативных показателей, содержащихся в Концепции социально-экономического развития области и пятилетних планах министерств, прогнозе социально-экономического развития области на 2007 год.
Для решения этой задачи органам исполнительной власти до 1 декабря текущего года необходимо разработать и представить в Минэкономразвития предложения в план первоочередных мероприятий Правительства области на 2007 год. Это должны быть действительно крупные и значимые меры с указанием конкретных результатов от их реализации.
Кроме того, Минэкономразвития совместно с органами местного самоуправления необходимо подвести итоги выполнения Плана мероприятий по созданию новых рабочих мест в этом году и разработать план на 2007 год;
В области промышленной политики Губернатором поставлены следующие основные задачи:
1) подготовить предложения по внедрению «прорывных» технологий и инновационных разработок на промышленных предприятиях области;
2) с целью определения стратегических направлений развития энергетики, для решения проблемы энергодефицита в Челябинской области завершить разработку концепции развития энергетики до 2015 года;
3) оказать информационную поддержку предприятиям области в связи с вступлением в силу Киотского протокола.
Экономический рост возможен в первую очередь за счет привлечения в экономику области инвестиций. В текущем году рублевые инвестиции должны составить не менее 80 млрд. рублей, а иностранные инвестиции – свыше 900 млн. долларов за счет оказания государственной поддержки и административного сопровождения инвестиционных проектов, а также реализации инвестиционных проектов на отдельных предприятиях.
В декабре состоится VI Уральский инвестиционный форум, главная задача которого состоит в том, чтобы показать потенциальным инвесторам инвестиционные возможности области и сферы выгодного вложения капиталов.
С целью придания области имиджа центра туризма и отдыха Минэкономразвития до конца года необходимо разработать комплекс мер господдержки данной отрасли.
С целью развития инновационной деятельности на территории Челябинской области до конца 2006 года необходимо:
1) ввести в действие инновационный технопарк ЮУрГУ-«Полет»;
2) совместно с муниципальными образованиями организовать работу по созданию сети инновационных бизнес-инкубаторов на территории области.
По-прежнему, в центре внимания должны оставаться вопросы поддержки и развития малого предпринимательства, т.к. именно в нем создается наибольшее количество новых рабочих мест. Среди крупных мероприятий, запланированных на IV квартал: VIII Съезд представителей малого бизнеса, а также в его рамках Управленческий форум и III областной форум «Роль женщины в экономике».
Во исполнение поручения Губернатора отраслевым Министерствам необходимо проанализировать уровень выполнения индикативных показателей национальных проектов и принять срочные меры по их безусловному достижению.
Первоочередными задачами Министерства сельского хозяйства и сельскохозяйственных муниципальных образований являются:
- успешное окончание уборки урожая,
- сохранение поголовья скота в зимний период,
- эффективное использование средств, выделяемых из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства.
Основными задачами Минстроя области являются:
- обеспечение надёжного энергоснабжения и бесперебойной работы коммунальных служб и транспорта в условиях зимнего периода;
- ввод до конца года всех запланированных объектов жилищного строительства, инфраструктуры и социальной сферы;
- проведение инвентаризации бесхозных газовых и электрических сетей для дальнейшей их передачи в собственность муниципальных образований.
Главам муниципальных образований, в которых отмечены низкие показатели социально-экономического развития, принять меры по их увеличению до среднеобластного уровня.
|